1 / 4
Порты Архангельска
Хранители морской памяти
Хранители морской памяти
Набережная г. Архангельска. Ист. фот.: сайт «Старый Архангельск»

История архангельских портов неразрывно связана с именами выдающихся исторических личностей и является частью богатого культурного наследия, сформировавшегося в том числе и благодаря постоянному присутствию в городе иностранных моряков и купцов.

Одним из самых знаменательных событий в истории Архангельска является визит Петра I, а вернее — три его посещения города (1693, 1694, 1702 гг.). В Соломбале царь впервые увидел море и определил будущее Архангельска как важнейшего морского центра России.

Благодаря активной морской торговле, Архангельск стал уникальным местом культурного взаимодействия. Английские, голландские, немецкие и датские купцы, селившиеся в городе, привнесли в его облик европейские черты: появились каменные дома в западном стиле, открылись пивоварни, возникли новые традиции в одежде и быту горожан. Иностранные специалисты, такие как вице-адмирал Корнелий И. Крюйс, посланный Петром I в 1702 году, не только развивали портовую инфраструктуру, но и способствовали внедрению передовых европейских технологий и методов управления.

В городе сформировалась особая культурная среда: местные купцы свободно говорили на нескольких европейских языках, а иностранные негоцианты изучали русский. Это взаимопроникновение культур отразилось в архитектуре города, кухне, традициях и даже в особом архангельском диалекте, вобравшем множество заимствований из языков морских держав.

Важную роль в истории портов и города сыграли выдающиеся флотоводцы и исследователи. В 1821–1824 гг. Ф. П. Литке совершил четыре плавания к архипелагу Новая Земля, внеся огромный вклад в исследование этих территорий. П. С. Нахимов, служивший в Соломбале в 1821–1826 гг., участвовал в постройке фрегата «Крейсер» и линейного корабля «Азов» под руководством М. П. Лазарева.

В начале XX века Архангельский порт стал отправной точкой для арктических экспедиций. В 1912 году отсюда стартовала первая русская экспедиция к Северному полюсу под руководством Г. Я. Седова. В 1915 году порт торжественно встречал суда Гидрографической экспедиции «Таймыр» и «Вайгач», совершившие исторический проход Северным морским путем и открывшие архипелаг Северная Земля.

Особая страница в истории портового города связана с Великой Отечественной войной. И. Д. Папанин, назначенный уполномоченным Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере, руководил масштабной реконструкцией портовых сооружений. В сентябре 1941 года порт принял первый союзный конвой «Дервиш», а за годы войны переработал миллионы тонн стратегических грузов. Присутствие союзных моряков в годы войны возродило традиции международного культурного обмена: в городе появились совместные клубы, проводились концерты и встречи.

В 1920-х годах в Архангельском флотском полуэкипаже начинал свою морскую службу будущий адмирал флота Н. Г. Кузнецов. Его связь с городом была настолько значимой, что одна из улиц Архангельска сейчас носит его имя, а в центре города — на Набережной Северной Двины установлен памятник адмиралу.

В послевоенные годы Архангельск как важный морской порт неоднократно посещали руководители государства. Визиты Н. С. Хрущева (1962), Л. И. Брежнева (1967) и Б. Н. Ельцина (1992, 1996) способствовали развитию города и его портовой инфраструктуры.

ИСТОЧНИКИ:
История // Архангельский морской торговый порт : [сайт]. — URL: https://амтп.рф/history/ (дата обращения: 15.11.2024).
Международные и межрегиональные связи Архангельской области // Правительство Архангельской области : [сайт]. — URL: https://dvinaland.ru/foreign/ (дата обращения: 18.11.2024).
Попова, Г. И. Они вошли в историю Архангельска : (пребывание великих людей в Архангельске) / Попова Г. И. // Централизованная библиотечная система. Архангельск : [сайт]. — URL: clck.ru/3EoVe4 (дата обращения: 18.11.2024).