«Аз есмь Аввакум протопоп»
Протопоп Аввакум, 400-летие которого отмечается в нынешнем 2020 году, — знаковая фигура для русской культуры: «сильный Христов воевода», священномученик и исповедник — для старообрядцев, несгибаемый борец за свои убеждения и талантливый литератор — для всех остальных.
Созданные Аввакумом произведения донесли до нас живой голос этого яркого человека, а «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» считается одним из первых произведений русской исповедальной прозы (первой русской автобиографией).
Авваку́м (в старообрядческой традиции — Авва́кум) Петров (Петрович) Кондратьев родился 25 ноября (5 декабря) 1620 года в селе Григорово Нижегородского уезда. В 1642 году он стал дьяконом, затем — священником в селе Лопатицы близ Макарьева, в 1651 году был посвящен в сан протопопа в городе Юрьеве-Повольском. Вскоре оказался в Москве.
Начитанный и красноречивый протопоп стал одним из деятельнейших членов кружка ревнителей благочестия. Ему покровительствовали такие влиятельные люди, как Иоанн Неронов (земляк Аввакума и протопоп Казанского собора в Москве) и царский духовник Стефан Вонифатьев. Именно они «обо мне царю известиша, и государь меня почал с тех мест знати».
Одним из членов кружка был и «друг наш» Никон, в то время митрополит Новгородский и Великолуцкий. Так в конце 40-х — начале 50-х годов XVII века не знатный и не богатый протопоп Аввакум оказался в самой гуще событий, связанных с церковными реформами.
Из фонда Кенозерского национального парка
Их активное внедрение началось с 1652 года, когда патриархом Московским и всея Руси стал Никон, порвавший с бывшими товарищами. Противники никоновских реформ воспринимали его деятельность как отступление от веры отцов, началось противостояние. Оказавшийся одним из главных оппозиционеров Аввакум «за ево многие безчинства» был сослан в Сибирь: сначала в относительно комфортные условия Тобольска (где он продолжал проповедовать старую веру), затем — в неизведанные земли Даурии вместе с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова.
Ссылка продолжалась одиннадцать лет, всё это время жена и дети Аввакума разделяли с ним лишения, голод и опасности. Семья протопопа потеряла двоих сыновей. Однако именно в сибирской ссылке развился проповеднический талант Аввакума, родилась его слава как героя и мученика за «старую веру». В Сибири осталось немало его учеников и последователей.
В 1660-х годах, после опалы Никона, царь возвращает Аввакума из ссылки и размещает его на монастырском подворье в Кремле, но попытка сближения не удалась: после краткого периода сомнений Аввакум возвращается к страстному обличению никонианства и пишет гневную челобитную царю, «чтоб он старое благочестие взыскал». В 1664 году следует новая ссылка, в Мезень. Аввакум провел в Мезени полтора года, относительно свободно жил в Окладниковой слободе, служил в местной церкви, убеждая прихожан стоять за старую веру.
В Москве протопоп оказался вновь только через два года, будучи привезен вместе с другими вождями раскола на Большой Московский собор 1666–1667 для окончательного суда. Никакие попытки переубедить популярного в народе протопопа не возымели успеха, он был расстрижен, предан анафеме, как и прочие раскольники, и сослан в Пустозерский острог.
В Пустозерске вождям раскола предстояло провести 15 лет и быть казненными в один день. Это была самая тяжелая полоса их жизней, и в то же время — самая плодотворная: по всей Руси расходятся раскольничьи «грамотки» и послания. Еще в Москве, осознав исключительность своей роли, пустозерские старцы пришли к мысли о необходимости описывать и предавать гласности события, связанные с их жизнью. Под влиянием этой мысли была написана автобиографическая записка Епифания, создано сочинение дьякона Феодора о московском мучении Аввакума, Лазаря и Епифания, сам Феодор пишет от имени всех узников «Ответ православных» и трактат «О познании антихристовой прелести». А протопоп Аввакум пишет свое «Житие» — одно из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Оно резко отличается от привычных для читателей той эпохи житий святых и построено в форме бесхитростной речевой импровизации. Между тем текст тщательно проработан, «Житие» сохранилось в 3-х авторских редакциях, 2 из которых дошли в автографах. Один из автографов Аввакума сохранился в так называемом Пустозерском сборнике (рис. 1-3).
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Кроме «Жития» перу Аввакума принадлежат также и другие сочинения: «Книга бесед», «Книга толкований», челобитные царю, послания боярыне Морозовой и другим единомышленникам, разнообразные письма и записки.
14 апреля 1682 года Аввакум, Лазарь, Епифаний и Феодор были сожжены в срубе в Пустозерске «за великия на царский дом хулы». Несмотря на то, что это была не первая и не самая массовая казнь старообрядцев, она произвела глубочайшее впечатление на последователей. Для старообрядцев Аввакум стал святым мучеником.
1. Памятник протопопу Аввакуму на его родине, в селе Григорово Нижегородской области. Скульптор В. М. Клыков, 1988 год
2. Аввакум в Сибири. Художник Е. Д. Мальцев, 1973 год
3. Протопоп Аввакум в Мезени. Художник А. А. Тярин
4. Аввакум и его соузники: Павел епископ Коломенский, диакон Феодор, инок Епифаний Соловецкий и иерей Лазарь. Старообрядческая икона, начало XIX века. Из Покровского собора на Рогожском кладбище