Из истории развития литературы
Как и по всей России, в Архангельском крае литература возникла на основе двух полноводных источников: устного народного творчества, сокровищницей которого Русский Север стал издревле, и древнерусской книжности, развивавшейся в многочисленных северных монастырях. Имя первого и главного писателя-северянина — народ, его гению принадлежат былины, духовные стихи, песни, сказки, а также одно из главных богатств нашего края — язык.
Народное творчество по природе своей коллективно и анонимно, и только в конце 19 — начале 20 века, благодаря усилиям собирателей, становятся известны имена отдельных выдающихся исполнителей — Маремьяны Немчиновой, Марии Кривополеновой, Аграфены и Марфы Крюковых.
Самым замечательным и самым известным русским писателем 17 века Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал протопопа Аввакума, главного идеолога старообрядчества, свыше шестидесяти произведений которого, не считая знаменитого «Жития», было написано в Пустозерской ссылке, в том самом «земляном гробу», в котором он провел последние 15 лет своей жизни. Значение личности и творчества пламенного идеолога старообрядчества было глубоко личностно воспринято и оценено многими писателями ХХ века. «Гремел мой прадед Аввакум», — скажет Николай Клюев.
В 1711 году в деревне Мишанинской близ Холмогор родился один из величайших людей России — Михаил Васильевич Ломоносов. Карамзин писал: «Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка, первым открыл в нем изящность, силу и гармонию».
В 19 веке происходит открытие Русского Севера писателями-путешественниками, этнографами, фольклористами, искусствоведами. Пётр Иванович Челищев, приятель А. Н. Радищева, в 1791 году предпринял путешествие по Архангельскому Северу (Соловки, Онега, Архангельск, Холмогоры). На родине Ломоносова в Куростровской волости он поставил деревянный памятник великому учёному и поэту, а литературным памятником, запечатлевшим восприятие Челищевым нашего края, стала книга «Путешествие по Северу России» (1886). Н. А. Чижов (1803—1848), будущий декабрист, в 1821 году в экспедиции под командованием Ф. П. Литке плавал к Новой Земле. В 1823 году в журнале «Сын Отечества» он поместил подробное описание природы архипелага. В середине 19 столетия путешествие по Архангельскому краю совершает писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831—1901), и результатом этой поездки становится не потерявшая своего значения и в наше время книга «Год на Севере», изданная впервые в 1859 году и получившая золотую медаль Русского географического общества. О подвиге помора Матвея Герасимова во время нападения англичан на его судно рассказывает в повести «Мореход Никитин», написанной в 1834 году, писатель-романтик Александр Бестужев (Марлинский).
Своей поэтической родиной назвал Север Михаил Михайлович Пришвин, побывавший в наших краях в 1906, 1907, 1933 и 1935 годах. Северный текст Пришвина — вошедшие в золотой фонд русской литературы книги «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «Берендеева чаща» (1935-1937), «Корабельная чаща» (1954) (о Пинежье), «Осударева дорога» (1957). Поморье, по словам Пришвина, это «такое место, где человеческое дело соединяется с делом природы в неразрывное целое».
В начале ХХ века начался творческий путь уроженца Каргопольского уезда Архангельской губернии Алексея Павловича Чапыгина — автора романов «Белый скит» (1913), «Степан Разин» (1927), «Гулящие люди» (1938). О нем и о его младших современниках, уроженцах Архангельска Степане Писахове и Борисе Шергине, Федор Абрамов скажет позднее так: «Три литературных кряжа, три русских классика, взращенных Архангелогородчиной, Поморьем, похожих друг на друга, как родные братья, в то же время таких разных, таких непохожих». «Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов. По безудержности и буйству фантазии и выдумки, по невероятному сплаву были и небыли, по слову, задорному, хлесткому, радужно-цветастому и всегда с крепким наваром северной говори, наконец, по особенностям характера главного героя сказки Писахова не с чем сравнить в нашей литературе, да только ли в нашей!» — так характеризовал творчество писателя-сказочника Федор Абрамов.
Борис Викторович Шергин — уникальное явление русской литературы 20 века, сделавший главной целью своего творчества увековечение богатейшей традиции культуры Поморья. «Сказывать и писать о Русском Севере, о его древней культуре я считаю своей миссией», — говорил он.
В конце 19 — начале 20 века с архангельским краем оказывается связанной судьба многих российских писателей. Александр Серафимович Попов (Серафимович) во время ссылки в Мезень и Пинегу в конце 1880-х гг. (он был сослан на Север в 1887 году по делу Александра Ульянова за составление прокламаций после покушения на царя) создал свои первые рассказы «На льдине», «В тундре» (в последующих публикациях — «Снежная пустыня»), «На плотах». Впоследствии Серафимович вспоминал, что природа Севера произвела на него неизгладимое впечатление. В его рассказах северного цикла говорится о величавой красоте Беломорья, когда «тихо дремлет над спокойным морем полярная ночь, затканная тонким искристым морозным туманом», и прелесть северной «царицы-реки, разбитой зеленеющими островами на множество рукавов и, точно дорогим ожерельем, унизанной деревнями и селами». Как подчеркивает Ш. З. Галимов, «Серафимович не только начал писать на Севере. На Севере он, действительно, родился как писатель, прошел очень важный для каждого художника путь к себе. И в этом исключительность северного периода жизни Серафимовича».
В 1910–1912 гг. в архангельской ссылке (в Пинеге, затем на Кегострове и в Архангельске) жил Александр Грин, высланный на Север «за принадлежность к социал-революционной партии», и эти полтора года писатель считал одной из интереснейших страниц своей жизни. Красота и сказочность северной природы заворожили писателя, и впоследствии пинежский пейзаж воссоздается им в повести «Таинственный лес». В ссылке и вскоре после нее Грин создает рассказы «Зимняя сказка», «Глухая тропа», «Ксения Турпанова», «Сто верст по реке», повесть «Жизнь Гнора».
В 1915 году побывал в Кеми, на Соловках и в Сороке Евгений Замятин, и эта поездка отразилась в цикле его северных рассказов («Кряжи», «Ёла», «Африка», повесть «Север»), а в 1917 году в Архангельске выступал Сергей Есенин, совершавший поездку на Соловецкие острова. В годы революции и Гражданской войны побывали в Архангельске и Михаил Зощенко, и Леонид Леонов, отец которого, известный под псевдонимом Максим Горемыка, создатель кружка «писателей из народа», с 1910 года отбывавший ссылку в Архангельске, был издателем архангельской газеты «Северное утро». В этой газете в 1915 году было напечатано первое стихотворение Леонида Леонова, а в 1918 −1919 гг. — его первые рассказы. Здесь, в Архангельске, знакомится юный Леонид Леонов с Борисом Шергиным и Степаном Писаховым, открывшим ему мир исконной былинной Руси. В 1918 году он писал о том, что только на Севере «можно уверовать в ту Русь, где еще звенят ломкие хрустальные звоны Китежа, а сосны рассказывают спокойно, медленно, не торопясь, про давно исчезнувшего, занесенного пылью и снегом веков Муромца».
В 1924 году побывал в Архангельске Борис Пильняк, прочитавший на литературном вечере 18 августа отрывки из своего первого романа «Голый год». Из Архангельска писатель отправился в плавание по Белому морю и Северному Ледовитому океану на научно-исследовательском судне «Персей». Впечатления от Архангельского Севера и морского путешествия нашли отражение в повести Пильняка «Заволочье» (1925). Характеристики Архангельска, Северной Двины, языка и быта поморов, ненецкой тундры в произведении Пильняка точны и выразительны.
В ноябре 1928 года начался архангельский период жизни и творчества Аркадия Гайдара, проработавшего корреспондентом губернской газеты «Волна» до начала 1930 года. В Архангельске Гайдар завершил работу над первой частью повести «Школа», главы из которой он читал на творческих вечерах в Доме книги.
