Из истории развития литературы
Как и по всей России, в Архангельском крае литература возникла на основе двух полноводных источников: устного народного творчества, сокровищницей которого Русский Север стал издревле, и древнерусской книжности, развивавшейся в многочисленных северных монастырях. Имя первого и главного писателя-северянина — народ, его гению принадлежат былины, духовные стихи, песни, сказки, а также одно из главных богатств нашего края — язык.
Народное творчество по природе своей коллективно и анонимно, и только в конце 19 — начале 20 века, благодаря усилиям собирателей, становятся известны имена отдельных выдающихся исполнителей — Маремьяны Немчиновой, Марии Кривополеновой, Аграфены и Марфы Крюковых.
Самым замечательным и самым известным русским писателем 17 века Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал протопопа Аввакума, главного идеолога старообрядчества, свыше шестидесяти произведений которого, не считая знаменитого «Жития», было написано в Пустозерской ссылке, в том самом «земляном гробу», в котором он провел последние 15 лет своей жизни. Значение личности и творчества пламенного идеолога старообрядчества было глубоко личностно воспринято и оценено многими писателями ХХ века. «Гремел мой прадед Аввакум», — скажет Николай Клюев.
В 1711 году в деревне Мишанинской близ Холмогор родился один из величайших людей России — Михаил Васильевич Ломоносов. Карамзин писал: «Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением, сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства. Ломоносов был первым образователем нашего языка, первым открыл в нем изящность, силу и гармонию».
В 19 веке происходит открытие Русского Севера писателями-путешественниками, этнографами, фольклористами, искусствоведами. Пётр Иванович Челищев, приятель А. Н. Радищева, в 1791 году предпринял путешествие по Архангельскому Северу (Соловки, Онега, Архангельск, Холмогоры). На родине Ломоносова в Куростровской волости он поставил деревянный памятник великому учёному и поэту, а литературным памятником, запечатлевшим восприятие Челищевым нашего края, стала книга «Путешествие по Северу России» (1886). Н. А. Чижов (1803—1848), будущий декабрист, в 1821 году в экспедиции под командованием Ф. П. Литке плавал к Новой Земле. В 1823 году в журнале «Сын Отечества» он поместил подробное описание природы архипелага. В середине 19 столетия путешествие по Архангельскому краю совершает писатель-этнограф Сергей Васильевич Максимов (1831—1901), и результатом этой поездки становится не потерявшая своего значения и в наше время книга «Год на Севере», изданная впервые в 1859 году и получившая золотую медаль Русского географического общества. О подвиге помора Матвея Герасимова во время нападения англичан на его судно рассказывает в повести «Мореход Никитин», написанной в 1834 году, писатель-романтик Александр Бестужев (Марлинский).
Своей поэтической родиной назвал Север Михаил Михайлович Пришвин, побывавший в наших краях в 1906, 1907, 1933 и 1935 годах. Северный текст Пришвина — вошедшие в золотой фонд русской литературы книги «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «Берендеева чаща» (1935–1937), «Корабельная чаща» (1954) (о Пинежье), «Осударева дорога» (1957). Поморье, по словам Пришвина, это «такое место, где человеческое дело соединяется с делом природы в неразрывное целое».
В начале ХХ века начался творческий путь уроженца Каргопольского уезда Архангельской губернии Алексея Павловича Чапыгина — автора романов «Белый скит» (1913), «Степан Разин» (1927), «Гулящие люди» (1938). О нем и о его младших современниках, уроженцах Архангельска Степане Писахове и Борисе Шергине, Федор Абрамов скажет позднее так: «Три литературных кряжа, три русских классика, взращенных Архангелогородчиной, Поморьем, похожих друг на друга, как родные братья, в то же время таких разных, таких непохожих». «Буйным северным сиянием взыграл в нашей литературе Степан Писахов. По безудержности и буйству фантазии и выдумки, по невероятному сплаву были и небыли, по слову, задорному, хлесткому, радужно-цветастому и всегда с крепким наваром северной говори, наконец, по особенностям характера главного героя сказки Писахова не с чем сравнить в нашей литературе, да только ли в нашей!» — так характеризовал творчество писателя-сказочника Федор Абрамов.
Борис Викторович Шергин — уникальное явление русской литературы 20 века, сделавший главной целью своего творчества увековечение богатейшей традиции культуры Поморья. «Сказывать и писать о Русском Севере, о его древней культуре я считаю своей миссией», — говорил он.
В конце 19 — начале 20 века с архангельским краем оказывается связанной судьба многих российских писателей. Александр Серафимович Попов (Серафимович) во время ссылки в Мезень и Пинегу в конце 1880-х гг. (он был сослан на Север в 1887 году по делу Александра Ульянова за составление прокламаций после покушения на царя) создал свои первые рассказы «На льдине», «В тундре» (в последующих публикациях — «Снежная пустыня»), «На плотах». Впоследствии Серафимович вспоминал, что природа Севера произвела на него неизгладимое впечатление. В его рассказах северного цикла говорится о величавой красоте Беломорья, когда «тихо дремлет над спокойным морем полярная ночь, затканная тонким искристым морозным туманом», и прелесть северной «царицы-реки, разбитой зеленеющими островами на множество рукавов и, точно дорогим ожерельем, унизанной деревнями и селами». Как подчеркивает Ш. З. Галимов, «Серафимович не только начал писать на Севере. На Севере он, действительно, родился как писатель, прошел очень важный для каждого художника путь к себе. И в этом исключительность северного периода жизни Серафимовича».
В 1910–1912 гг. в архангельской ссылке (в Пинеге, затем на Кегострове и в Архангельске) жил Александр Грин, высланный на Север «за принадлежность к социал-революционной партии», и эти полтора года писатель считал одной из интереснейших страниц своей жизни. Красота и сказочность северной природы заворожили писателя, и впоследствии пинежский пейзаж воссоздается им в повести «Таинственный лес». В ссылке и вскоре после нее Грин создает рассказы «Зимняя сказка», «Глухая тропа», «Ксения Турпанова», «Сто верст по реке», повесть «Жизнь Гнора».
В 1915 году побывал в Кеми, на Соловках и в Сороке Евгений Замятин, и эта поездка отразилась в цикле его северных рассказов («Кряжи», «Ёла», «Африка», повесть «Север»), а в 1917 году в Архангельске выступал Сергей Есенин, совершавший поездку на Соловецкие острова. В годы революции и Гражданской войны побывали в Архангельске и Михаил Зощенко, и Леонид Леонов, отец которого, известный под псевдонимом Максим Горемыка, создатель кружка «писателей из народа», с 1910 года отбывавший ссылку в Архангельске, был издателем архангельской газеты «Северное утро». В этой газете в 1915 году было напечатано первое стихотворение Леонида Леонова, а в 1918–1919 гг. — его первые рассказы. Здесь, в Архангельске, знакомится юный Леонид Леонов с Борисом Шергиным и Степаном Писаховым, открывшим ему мир исконной былинной Руси. В 1918 году он писал о том, что только на Севере «можно уверовать в ту Русь, где еще звенят ломкие хрустальные звоны Китежа, а сосны рассказывают спокойно, медленно, не торопясь, про давно исчезнувшего, занесенного пылью и снегом веков Муромца».
В 1924 году побывал в Архангельске Борис Пильняк, прочитавший на литературном вечере 18 августа отрывки из своего первого романа «Голый год». Из Архангельска писатель отправился в плавание по Белому морю и Северному Ледовитому океану на научно-исследовательском судне «Персей». Впечатления от Архангельского Севера и морского путешествия нашли отражение в повести Пильняка «Заволочье» (1925). Характеристики Архангельска, Северной Двины, языка и быта поморов, ненецкой тундры в произведении Пильняка точны и выразительны.
В ноябре 1928 года начался архангельский период жизни и творчества Аркадия Гайдара, проработавшего корреспондентом губернской газеты «Волна» до начала 1930 года. В Архангельске Гайдар завершил работу над первой частью повести «Школа», главы из которой он читал на творческих вечерах в Доме книги.