Из истории развития литературы
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ
Появлению писательской организации в Архангельске предшествовала созданная в двадцатые годы литературно-издательская студия. В мае 1920 года поэт Федор Чумбаров-Лучинский начинает выпускать «Красное Поморье» — первый архангельский литературно-художественный журнал.
В 20-е годы пишет очерки, рассказы, стихи талантливый литератор, перенесший нечеловеческие страдания Мудьюга, Павел Петрович Рассказов, автор «Записок заключенного» и ряда пьес.
В эти же годы в Архангельске начинается творческая деятельность уроженца Шенкурского уезда Александра Никаноровича Зуева (1896—1965). Осенью 1918 года Александр Зуев был арестован английской разведкой за «пропаганду большевизма» и заключён сначала в Архангельскую губернскую тюрьму, а затем отправлен на остров Мудьюг, который стал первым на Севере концлагерем для военнопленных, а по существу — каторжной тюрьмой, находившейся в полном распоряжении союзной контрразведки.
Впоследствии о том, что ему довелось пережить на Мудьюге, Зуев рассказал в повести (или, точнее, цикле очерков) «Остров смерти», позднее переиздававшейся под названием «Свист крыльев». Наиболее значительным произведением молодого писателя стала повесть «Тайбола» (опубликованная сначала под названием «Тлен» в альманахе «Перевал» в 1927 году, а в последующих изданиях датированная 1924-м годом). Эта повесть, несомненно, — одно из лучших произведений Зуева.
В конце 20-х годов с литературной студии Пролеткульта начинается творческая деятельность Ильи Бражнина (1898–1982), автора многих повестей, романов, пьес. Большой успех писателю принесла дилогия, в которую вошли романы «Мое поколение» (1936) и «Друзья встречаются» (1940), рассказывающие о жизни молодежи в предреволюционном Архангельске (сам Бражнин окончил в 1918 году Архангельское реальное училище), о ее пути в революцию, о Гражданской войне на Севере в 1918–1920 гг. В поздней книге Бражнина «Недавние были» (Архангельск, 1972) содержатся воспоминания о Г. Я. Седове, И. К. Вылке, С. Г. Писахове, рассказы о жизни архангелогородцев.
В 1920 — начале 1930-х гг. в Архангельске жил и Евгений Андреевич Гагарин, уроженец Шенкурского уезда, произведения которого начали публиковаться лишь в эмиграции в конце 1930-х — 1940-е гг. Его творческое наследие только в последние десятилетия нашло дорогу к читателю в России. В своей первой книге «Великий обман», вышедшей в 1936 году в Германии на немецком языке (впервые фрагменты из книги на русском языке опубликованы в архангельском литературно-художественном журнале «Двина» в 2009 году.), он рассказывает о судьбах тысяч крестьян, раскулаченных и высланных на Север из южных губерний России.
В 30-е годы в литературу приходят ненецкие писатели Антон Пырерка и Николай Вылко. Первопроходцем ненецкой темы по праву называют Пэлю Пунуха (Тимофея Петровича Синицына), уроженца Шенкурского района, педагога по образованию, автора многих повестей о жизни ненецкого народа («Борька в тундре», «Новоземельские будни», «Не по шаману», «Из-под пяты веков» и др.). Около 10 лет он жил на Крайнем Севере и стал первым учителем ненецких школ-интернатов на Новой Земле и в Пёше (1925–1928), работал в школах Большеземельской тундры. Георгий Суфтин и Иван Меньшиков создали в Нарьян-Маре литературное объединение.
В Архангельске в тридцатых годах известными прозаиками были Николай Котов, писавший рассказы о Красной армии, и Николай Ауров, уроженец д. Малошуйка Онежского района, автор замечательной книги «Под полуночным солнцем» (1936), повести «Японский кавалер» и многих рассказов. Он был арестован в 1937 году и умер на Колыме (1941). Заметной фигурой в Архангельской писательской организации был Александр Евгеньевич Миронов. Ему не было и девятнадцати, когда он приехал в Архангельск и устроился матросом на маленькую шхуну. С осени 1930 года он уже трудился на пароходах дальнего плавания, матросом 1-го класса участвовал в легендарной челюскинской эпопее, одновременно являясь спецкором «Правды Севера» на «Челюскине». 17 лет прожил Александр Миронов в Архангельске, но и после переезда в Минск основной темой его творчества оставалось море.
С 1932 года жил в Архангельске Борис Михайлович Зубакин — поэт, художник, скульптор, археолог. Он был арестован в 1929 году и заключен в Новодвинскую крепость под Архангельском, а затем находился (до 1932 г.) в ссылке в Холмогорах. В этот тяжелый для него период Зубакин создал цикл северных стихотворений, поэму о «трёх столицах» — Москве, Петербурге и Архангельске, написал научное исследование «Новое и забытое о Ломоносове» (1932), работы о Пушкине, о старообрядчестве. С согласия вдовы Валерия Брюсова закончил его роман «Юпитер поверженный». В 1937 году он был вновь арестован по обвинению в руководстве московской «ложей розенкрейцеров» и расстрелян.
Впечатления от поездки на Север Ильи Эренбурга в 1934 году легли в основу его романа «Не переводя дыхания». А в мемуарной книге «Люди, годы, жизнь» известный писатель так рассказывает о своих впечатлениях от Архангельска: «Я впервые увидел Русский Север, он меня сразу покорил нежностью и суровостью, древним искусством и молодостью рослых молчаливых людей».
В 1934 году в Архангельске вышел первый сборник стихотворений «Песни Северу» Александра Яшина (Александра Яковлевича Попова, 1913–1968), родившегося в дер. Блудово Северо-Двинской губернии (сейчас — территория Вологодской области). Впервые приехал он в Архангельск восемнадцатилетним юношей в 1931 году, а с 1933 года он участвует в подготовке к созданию краевой писательской организации. В 1934 году в Архангельске вышел первый сборник стихотворений Яшина «Песнь Северу». Второй сборник, опубликованный уже в Москве (1938), поэт назвал «Северянка».
Что же касается непосредственно Архангельской областной писательской организации, то она была образована в 1935 году на съезде писателей Северного края. У истоков её стояли пролетарские писатели Петр Калашников, Владимир Жилкин, а также Иван Молчанов, участник двух войн, орденоносец, автор более пятидесяти поэтических сборников.
В годы Великой Отечественной войны многие архангельские писатели ушли на фронт. Но литературная жизнь продолжалась. Издавались сборники «Мы защищаем Север», «На Карельском фронте», «Фронт и тыл». В 1943 году вышел очередной номер альманаха «Север». Из Ленинграда в Архангельск были эвакуированы Владимир Беляев, Юрий Герман, Александр Чуркин, Александр Чирков.
Живший до войны в Молотовске (Северодвинске) Валентин Пикуль (1928–1990) учился в 1942–1943 гг. в школе юнг на Соловецких островах, а с 1943 года до конца войны служил на эсминце Северного флота «Грозный». Отроческие впечатления о войне писатель отразил в романе «Океанский патруль» и повести «Мальчики с бантиками».
В 41-м году на лесовозе «Спартак» вернулся в Архангельск из длительной командировки на Северный флот писатель, корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов. В Архангельске он закончил одно из лучших своих стихотворений «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», написал поэму «Сын артиллериста», буквально, как он вспоминал, за сутки, в один присест.
Судьбой и сердцем оказался связан с Архангелогородчиной и выдающий русский поэт Николай Тряпкин, родившийся в 1918 году на Тверской земле. Не призванный на фронт по состоянию здоровья, он в первые годы войны оказался в эвакуации в сольвычегодской деревне недалеко от Котласа. Здесь он впервые начал писать стихи. «Северный текст» Тряпкина — это около двадцати стихотворений, которые создавались с 1940-х по 1990-е годы (поэт скончался в 1999 году). В последнем из них, датированном 1995 годом, он с интонацией итогового слова говорит о сокровенном характере своей связи с Севером, пространство которого становится внутренним пространством его души.
На фронтах Великой Отечественной войны погибли Иван Меньшиков, Стефан Недзвецкий, Николай Котов. Умер от голодного истощения поэт Петр Иванович Калашников. Но те, кто вернулся в родной город духовно возмужавшими в боях за Родину, набирали новые силы. В периодических изданиях всё чаще появляются произведения Владимира Мусикова, Евгения Коковина, Евгения Богданова, Ивана Полуянова, Виктора Киселёва, Шамиля Галимова.