Народная танцевальная культура
Составной частью художественной жизни северян являлось и народное танцевальное творчество. Оно восходит к традициям народных игрищ и сходбищ восточных славянских племен на этапе раннего язычества (IV–VI вв. н. э.), на которых совершались обряды, сопровождавшиеся хороводами и плясками. На Севере обрядовые танцы, хороводы, танцевальные картинки на свадьбах переходили из поколения в поколение. На них оказывали влияние народные танцы, привносимые новгородцами, ростовчанами, москвичами, переселявшимися в Северный край.
Танцевальный рисунок и содержание народного танца выражает многообразный мир народной жизни, неразрывно связан с песнями, инструментальным исполнительством, костюмами. Основной жанр танца Русского Севера — хоровод. Как и по всей Руси, здесь бытовали орнаментальные (участники танца исполняют разнообразные фигуры — орнаменты) и игровые (действующие лица раскрывают своими движениями сюжет песни). На Севере хороводы не водили, а «ходили» («ходить в ходецу»).
В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки. По словам профессора Московского университета И. Снегирева, в XVIII веке в Шенкурске жители собирались за городом на лугу, «где девицы, держась за платки в руках, образовывали круг и тихо двигались на одном месте с песнями». В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню «Хожу я по травке» и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы–«петровщины» (в праздник Петрова дня) — под песню «Не за реченькой девушки гуляли» девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. Хоровод «косой столб» бытовал в Пинежском уезде.
Под песню «Цвет наш прекрасный, аленький цветочек» девушки ходили парами вдоль улицы и в определенные моменты выполняли танцевальные движения, «обходили столб» — впереди идущую пару справа и слева.
На Севере «ходили» и веселые («скорые») хороводы — «корзиночка», «змейка», «капустка» и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах — под песни «Уже я улком шла, переулком шла», «Я по жердочке шла». Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь «змейкой» — «кривулями». Красота рисунка зависела от выдумки ведущей. «Ходили» хороводы девушки и парни, женщины и мужчины. Например, в хороводе под песню «Розочка алая» ведущими были парень-жених и девушка-невеста, которые выбирали в хороводный круг будущую родню — тещу, свекровь, свекра, свояка...
В хороводе «Негодяй» участвовали женщины и мужчины, которые разыгрывали сюжет песни о тяжелой жизни жены и ее борьбе за свободу, заканчивавшейся установлением мира в семье. Северяне «ходили» хороводы в красочных нарядах. В каждом уезде имелись их характерные особенности. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан.
Другим жанром русского народного танца, широко бытовавшим на Севере, являлась пляска. Она имела несколько разновидностей — одиночная (женская и мужская), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска. Пляска органически связывалась с музыкальным или песенным сопровождением. Все исполняемые движения подчинялись ритму и темпу.
Фольклорные танцы являлись составной частью духовной жизни северян, имели самобытный характер. В них раскрывался внутренний мир жителей сурового Северного края, мастерство и талант в использовании выразительных средств танцевальных образов.
ИСТОЧНИКИ:
Иевлева, И. Традиционная народная песенная культура — основа музыкальной идентичности Архангельского Севера / Ирина Иевлева // Экология культуры : информ. бюл. — Архангельск, 2005. — № 1 (35). — С. 150–157.
Щуров, Г. С. Танцевальный фольклор // Очерки истории культуры Русского Севера, 988–1917 / Г. С. Щуров ; [вступ. ст. Ю. Ф. Лукина]. — Архангельск : [б. и.], 2004 (Правда Севера). — С. 51–54.