Песенный фольклор
Наш край — богатейший заповедник музыкального фольклора, представляющего исторический сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства. Духовная жизнь северян была органически связана с устным и музыкальным фольклором новгородцев и москвичей. Былины, исторические, бытовые и обрядовые песни, привнесенные из древних славянских городов, со временем в среде поморов «обрастали» северными сюжетами, своеобразной мелодикой песнопения.
В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути с Запада в Прибалтику произошла своеобразная «консервация» песенной культуры на Севере, особенно в отдаленных районах — Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.
Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры стала традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).
«Женские» жанры — протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные песни преобладают в жанровом составе песенного фольклора Архангельской области. «Мужские» жанры повились в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу. Так, в народном репертуаре появились «завезенные» солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами. К концу XIX-началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины.
Жанр припевок и частушек — не четверостиший-частушек, а коротеньких песенок был на Архангельском Севере любим и востребован. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.
В каждом северном районе преобладали «свои» песни. Так, в Мезени — «наулочные», «вечериночные», свадебные, «рождественские». На Пинеге — песни кашниц, «вечериночные», девичьи, колыбельные. На Онежье — хороводные. Основным жанром для всех районов является лирическая и хороводная песня.
Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Основной чертой является возможность для исполнительниц двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом. Хоровод — один из массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учетом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: «Дарить столба», «Селезень», «Скоморох» и т. д.
Как и хороводные, широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Игровые песни не объемны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали, танцевальном темпе. Игровые песни могут петься под балалайку, под гармонь, могут исполняться акапельно — в сольном, парном переплясе, «перекруживании», в парных плясках («Сени», «Русского», «Метелица», «Топотуха») и кадрилях. Исполнительницы двигаются в такт пению в подвижном танцевальном темпе.
К жанру лирических песен, который весьма обширен и разнообразен, можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.
По материалам экспедиции 1886 года, организованной Отделением Этнографии Императорского Русского Географического общества, исследователи песенного фольклора Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш издали в 1894 году сборник «Песни русского народа: собр. в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г.», в котором впервые были опубликованы нотные расшифровки текстов (песни свадебные, хороводные, плясовые, протяжные).
Этнографам удалось зафиксировать также в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Эти эпические песенные жанры были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием — ансамблевое или хоровое пение.).
Помимо жанровой основы, самобытность северного песенного фольклора проявляется в своеобразных законах северного песнопения, бережно сохраненных народными исполнительницами, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В северном многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в северной песне движутся плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы «вьются» друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу северной хоровой народной полифонии. Секундовые звукосочетания — это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.
В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.
Особую привлекательность северному песенному фольклору придают музыкальные лады. Классические лады, особенно в лирических и хороводных песнях, звучат вперемежку с народными ладами. Широко распространен прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре («Весной девушки гуляли» — Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре («Ой, хожу я по травке» — Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре («Из-за лесу темного» — Виноградовский район), низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре («Не спрошёл бы то я» — Виноградовский район).
В народных песнях на Севере не используется гармонический и мелодический минор — только натуральный. Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в северных песнях: характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику («Не последний-то годочек я у батюшки живу» — Коношский район), плавное постепенное движение к тонике (любые игровые и хороводные песни); в торжественных величальных песнях — ниспадающий квартовый (IV — I) («Полно милой сокрушаться» — Шенкурский район, «Соколы, соколы» — Лешуконский район) или восходящий квартовый скачок (V — I) («По мёду, мёду» — Пинежский район).
Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что «северная говоря» — окающая. Ощущение «оканья» создают многочисленные особенности произношения. В пении же все гласные произносятся чисто и ярко, открыто звучат гласные «а», «я», «и».
Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства — мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют — избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее — в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).
Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках — никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности — внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка.
Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли — излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник — тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках — самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).
В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года, в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.
ИСТОЧНИКИ:
Иевлева, И. Традиционная народная песенная культура — основа музыкальной идентичности Архангельского Севера / Ирина Иевлева // Экология культуры : информ. бюл. — Архангельск, 2005. — № 1 (35). — С. 150–157.
Толмачев, Ю. А. Региональные традиции русского народного песенного творчества // Народное музыкальное творчество : учебное пособие / Ю. А. Толмачев. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — С. 46–56.
Щуров, Г. С. Музыкальный фольклор // Очерки истории культуры Русского Севера, 988–1917 / Г. С. Щуров ; [вступ. ст. Ю. Ф. Лукина]. — Архангельск : [б. и.], 2004 (Правда Севера). — С. 44–51 : ил.