Самодеятельное музыкальное искусство
Самодеятельное художественное творчество жителей Архангельской области на протяжении всего периода существования этого явления демонстрирует завидную стабильность и самодостаточность.
Уже в 20-е годы 20 века городские власти начали способствовать созданию условий для музыкального образования и просвещения архангелогородцев. Появляется музыкальная самодеятельность (хоры, оркестры народных инструментов, духовые оркестры). Особое значение в то время придавалось развитию массовой музыкальной самодеятельности. Молодые коллективы языком песни рассказывали о борьбе народа против угнетателей, борьбе Красной Армии на Северном фронте против интервентов, о будущей светлой жизни. Революционные песни были непременным атрибутом массовых демонстраций, торжественных собраний, митингов и субботников.
В первой половине 30-х годов в Архангельске, как и по всей стране, музыкальное самодеятельное искусство получило особенно широкое развитие. По первым информационным источникам, в 1936 году, к моменту создания в Архангельске областного отдела народного творчества, в области насчитывалось 2904 самостоятельных художественных кружка, в которых занимались 31674 человека. Инструкторы отделов народного творчества выезжали в сельские районы области для оказания помощи в организации сельской художественной самодеятельности.
В 1938 году отдел народного творчества получил статус Дома народного творчества. В октябре того же года при Доме народного творчества для наиболее одаренных любителей пения, занимающихся в самодеятельных музыкальных коллективах, было организовано вокальное отделение вечерних курсов общего музыкального образования. Возглавлял курсы известный музыкант В. А. Петровский. Дом народного творчества уделял особое внимание подготовке руководителей самодеятельных коллективов. Оказывал практическую помощь воинским частям и флотским экипажам «в деле развертывания художественной самодеятельности». В конце 1941 года был издан сборник «Оборонные песни», подготовленный Домом народного творчества. В сборник вошли песни архангельских композиторов. В 1942 году при Доме народного творчества развернулась секция самодеятельных композиторов, объединившая всех, кто писал песни и произведения разных жанров. Ее возглавил П. Ф. Кольцов. Главной задачей секции было создание оборонных песен, многие из которых стали популярны.
С массовым развитием самодеятельного творчества возникла новая форма народных художественных праздников — олимпиада. Олимпиады самодеятельного искусства содействовали открытию новых талантов северян, сбору фольклорных музыкальных материалов, созданию новых народных музыкальных произведений о жизни и труде советских людей, пропаганде классического музыкального наследия. На первой областной олимпиаде, которая проходила в июле 1937 года, город Архангельск представляли хор народной песни под руководством А. Я. Колотиловой и другие коллективы.
Большой популярностью в Архангельске 30-х гг. пользовалась хоровая капелла клуба Октябрьской революции — самодеятельный коллектив, руководимый П. В. Аристовым. Репертуар творческого коллектива, подготовленный за десять лет, насчитывал более 200 хоровых произведений и 100 сольных номеров.
Другим самодеятельным самобытным коллективом в 30-е гг. был Лешуконский народный хор, организованный в 1935 году М. Н. Мякушиным, собирателем северных народных песен. Хранитель народной песенной старины, хор стал оазисом народной хоровой культуры в городской среде. Исполняемые им протяжные хороводные песни, частушки, старинные свадебные инсценировки восходят к истокам северной музыкальной культуры. В настоящее время это «лучший и старейший хор России — достопримечательность Архангельска» (по словам академика Д. С. Лихачева). Он, как и многие другие народные хоры Архангельска и области, и сегодня продолжает свой творческий путь.
В годы Великой Отечественной войны участники самодеятельных коллективов включились в военно-шефскую работу. В составе агитбригад они выступали в воинских частях и на боевых кораблях Северного флота, на призывных пунктах и в госпиталях... Агитбригады создавались из участников самодеятельных коллективов заводов, госучреждений, учебных заведений. В их репертуар входили патриотические песни, написанные в первые месяцы войны архангельскими композиторами — П. Ф. Кольцовым, В. А. Петровским, П. В. Аристовым, И. К. Шатровым, В. Д. Конге, Ф. Б. Монтом.
Поступательное развитие художественной самодеятельности в городе способствовало повышению музыкальной культуры архангелогородцев. Они знакомились с произведениями русских и зарубежных композиторов, учились понимать северный музыкальный фольклор, осваивали советское музыкальное искусство; получали навыки исполнительства, как инструментального, так и певческого; познавали основы музыкальной грамоты, теории музыки и музыкальной литературы.
В период послевоенного восстановления народного хозяйства художественная самодеятельность в Архангельске, как и в целом по всей стране, приостановившая свое развитие и значительно сократившаяся в годы войны, возрождалась: духовный подъем архангелогородцев находил свое выражение, прежде всего, в их массовом участии в восстанавливаемых и вновь организуемых хоровых и инструментальных коллективах на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, учебных заведениях, воинских частях. В течение почти десяти послевоенных лет движущим фактором художественной самодеятельности в Архангельске была «инициатива снизу» — любители музыки, нередко «слухачи», не знающие музыкальной грамоты, зачастую сами организовывали музыкальные коллективы и руководили ими. Самодеятельные хоровые коллективы и оркестры (духовые и русских народных инструментов) вели активную концертную деятельность. Только по официальным данным, за восемь месяцев 1955 года они дали 550 концертов и спектаклей.
Развитие самодеятельного музыкального искусства, основанного по инициативе горожан, поражает своим размахом и оптимизмом. В 50-80-е годы 20 века в нем особенно раскрылся огромный творческий потенциал архангелогородцев.
В конце 50-х гг. 20 века музыкальная жизнь Архангельска характеризуется образованием и началом деятельности музыкальных коллективов художественной самодеятельности, достигших впоследствии высокого уровня исполнительского мастерства и широкого признания. Прежде всего, это ансамбль песни и пляски Архангельского гарнизонного Дома офицеров, ансамбль песни и пляски «Сиверко» Архангельского областного управления профтехобразования, городская любительская академическая хоровая капелла.
Концертные выступления самодеятельного ансамбля песни и пляски Архангельского гарнизонного Дома офицеров, созданного в 1957 году, относятся к ярким событиям музыкальной жизни города. Художественным руководителем и дирижером коллектива был Г. П. Буинский, преподаватель Архангельского музыкального училища, постановщиком танцев – заслуженный деятель искусств РСФСР М. С. Годенко. Коллектив ансамбля формировался из профессиональных музыкантов, проходивших срочную воинскую службу в Архангельском гарнизоне, из местных музыкантов и музыкально одаренных архангелогородцев. Ансамбль многократно и успешно гастролировал. Он выступал и по телевидению, и в воинских частях, и на встречах с ветеранами. В 1964 году ансамблю было присвоено звание «народный». В 1965-м он завоевал первое место в окружном смотре коллективов художественной самодеятельности, который проходил в Ленинграде. Триумфальными были выступления танцевальной группы ансамбля на Международном фестивале фольклорного танца в Конфолене (Франция) в 1967 году. С 1972 года ансамблем руководил В. В. Зеновский.
В 60-80-е гг. в Архангельске продолжался рост коллективов и участников музыкальной самодеятельности, повышался уровень их исполнительского мастерства, чему содействовали постоянно проводимые смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.
В 70-е гг. в Архангельске был широко известен ансамбль песни и пляски «Беломорье» ДК Соломбальского ЛДК и ЦБК. Он был образован в 1972 году в результате объединения хора, оркестра русских народных инструментов и танцевальной группы, состоящих в основном из молодых рабочих строительно-монтажного треста, учащихся ПТУ и техникумов. Первым художественным руководителем «Беломорья» был Б. Д. Галашев. В январе 1979 года вокальная и танцевальная группы ансамбля «Беломорье» участвовали в телевизионном «Голубом огоньке», передача которого велась из клуба села Копачево Архангельской области.
На рубеже 80-х годов стали появляться новые тенденции в развитии художественной самодеятельности — рост исполнительского мастерства участников самодеятельных коллективов до профессионального уровня; повышение их интереса к фольклорному музыкальному наследию; рост количества фольклорных хоров с молодежным составом.
В 1990 году был организован фольклорный ансамбль «Северные жемчуга». Основателем и художественным руководителем ансамбля стал бывший артист Северного русского народного хора Н. И. Каликин.
Развитие архангельской музыкальной самодеятельности в 90-е гг., как и в целом — художественной самодеятельности в России, было переплетено с политическими событиями, социально-экономическими катаклизмами и бедственным положением в области культуры в ходе проведения реформ в нашей стране. Вместе с тем негативные явления не смогли заслонить новые тенденции в музыкальной самодеятельности 90-х. На спонсорские пожертвования проводились разнообразные музыкальные фестивали — от семейных до международных — фольклорные, джазовые, классической музыки.
Показательно, что глобальные исторические события и социально-экономические катаклизмы практически не изменили социально-духовный уклад жизни сельских и городских жителей Архангельской области. В общей массе действующих самодеятельных кружков выделяются коллективы, которые, являясь своеобразным эталоном качества, за большую творческую деятельность и мастерство исполнения отмечены статусом «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив», «Народная самодеятельная студия». Деятельность таких коллективов во многом определяет приоритеты политики в любительском искусстве, репертуар и уровень исполнительства самодеятельных артистов Архангельского региона.
ИСТОЧНИКИ:
Иевлева, И. Содержание и основные тенденции развития самодеятельного художественного творчества Архангельской области / Ирина Иевлева // Экология культуры. — 2007. — № 1. — С. 174–204.
Щуров, Г. С. Архангельск-город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. — Архангельск : Изд-во «Белая горница», 1995–1997.
Иевлева, И. Самодеятельное народное творчество в Архангельской области / Ирина Иевлева // Экология культуры. — 2000. — № 5. — С. 13–17.
Народные самодеятельные коллективы Архангельской области // Экология культуры. — 2000. — № 5. — С. 18–94.