Из истории
ОКОНЧАНИЕ СТАТЬИ
В октябре 1913 года в помещении Коммерческого собрания состоялось торжественное открытие Архангельского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), которое сразу же активно занялось организацией концертной жизни в городе. Его первыми директорами были утверждены: А. А. Десфонтейнес, Б. Ф. Пец, Ф. Ф. Ландман, А. А. Мейер, А. А. Люрс. В течение года отделение развивало свою деятельность в нескольких направлениях — организация музыкальных классов, открытие бесплатных курсов для народных учителей, музыкально-просветительская работа. Однако первая мировая война изменила положение. Большинство музыкантов было мобилизовано. Поэтому резко сократилась концертная деятельность Общества, редкими стали музыкальные вечера.
Работа музыкальных классов продолжалась по-прежнему. Для преподавания по классу пения пригласили оперного артиста М. Г. Рышкова. При содействии архангельского губернатора С. Д. Бибикова и материальной помощи губернского комитета попечительства о народной трезвости при музыкальных классах летом 1915 года открылись «Бесплатные летние музыкальные курсы для народных учителей и учительниц». Они должны были теоретически и практически подготовить слушателей «к постановке организации церковных и народных хоров в деревне». В 1914–1915 годах учащиеся музыкальных классов дали несколько публичных концертов, сбор от двух из них был передан в местный комитет по оказании помощи больным и раненым, пострадавшим от военных действий. Преподаватели музыкальных классов подготовили плеяду прекрасных музыкантов, среди которых П. В. Аристов, А. Я. Пейсин, И. Левитин.
Слушатели, занимавшиеся на бесплатных летних музыкальных курсах, изучали теорию музыки, сольфеджио и церковное пение, обучались игре на музыкальных инструментах. Заведующими курсами были А. А. Мейер и А. А. Сухин. В преподавательский состав входили Н. Г. Карташев (теория музыки и сольфеджио, скрипка), М. Г. Рышков (хоровое пение и теория постановки голоса). В. А. Поликин (теория церковного пения и народные инструменты). Л. И. Ложкина (фортепиано и фисгармония).
Почти за 100 лет в Архангельске музыкальным образованием и просвещением было охвачено значительное число горожан. Музыка стала составной частью духовной жизни в центре северной губернии.
В художественном просвещении архангелогородцев большое значение имели гастролировавшие труппы и отдельные исполнители. Они знакомили горожан с русской и зарубежной классикой, современной музыкой, с народным искусством. Постоянные выступления в Архангельске гастролировавших коллективов свидетельствовали об интересной и насыщенной музыкальной жизни любителей музыки, о повышении их музыкального уровня. Поэтому неслучайно гости города называли Архангельск городом музыкальным. Конечно, это больше касалось элитарной части городского населения, но и обыватели при желании также имели возможность и учить своих детей в музыкальной школе, и участвовать в художественных коллективах, и бывать на концертах гастролировавших артистов.
Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, иностранная интервенция и послевоенная разруха на многие годы задержали развитие профессиональной музыкальной жизни в крае. Да и сама ее направленность с приходом к власти большевиков коренным образом изменилась. Главными объектами музыкального просвещения и воспитания становились рабочие и крестьяне.
Закончилась Гражданская война — и северяне с энтузиазмом принялись за организацию музыкальной жизни. В 20–30-е годы повсеместно возникают самодеятельные коллективы, любительские ансамбли, в клубах и домах культуры области начали работать музыкальные кружки. Открываются музыкальные школы, создается профессиональный симфонический оркестр и даже народная консерватория. Построенный в 1932 году театр, имел сцену, приспособленную для постановки оперных спектаклей.
В 1935 году открылся музыкальный техникум (впоследствии — музыкальное училище, а ныне — Архангельский музыкальный колледж). Первыми преподавателями стали известные архангельские музыканты и приглашенные из других городов.
Центром, объединяющим профессиональные творческие силы, становится во второй половине тридцатых Северная областная филармония (ныне — Поморская государственная филармония). Она сразу же заработала очень активно. Директором филармонии был назначен Евгений Владимирович Златорунский. Свой первый концертный сезон филармония открыла в 1937 году выступлением симфонического оркестра. Были исполнены Четвертая симфония П. Чайковского и увертюра к опере «Риенци» Р. Вагнера, исполнители — М. Полякин (скрипка), партия фортепиано — В. Ямпольский, дирижер — П. Клочков. А уже в следующем году на базе симфонического оркестра в филармонии начал работать струнный квартет в составе С. Памфилова (первая скрипка и художественное руководство), М. Аренсона (вторая скрипка), Н. Ливанова (альт) и А. Гельфмана (виолончель).
В 1939 году филармония впервые провела областной фестиваль музыки. В нем приняли участие симфонический оркестр, струнный квартет, хор музыкального училища под руководством В. А. Петровского и этнографический ансамбль северной песни и пляски под управлением А. Я. Колотиловой.
Во второй половине XX века музыкальная культура Поморья интенсивно развивалась. Именно в эти годы сформировалась система музыкального образования в Архангельске. Укрепилась материальная база музыкального, педагогического и культурно-просветительного училищ (в том числе их музыкальных отделений). Открылось около 50 детских музыкальных школ и школ искусств. В Архангельской области появились уникальные профессиональные, любительские и самодеятельные коллективы. Мезенский, Лешуконский, Пинежский, Каргопольский, Онежский и др. хоры и по сей день продолжают традиции народного музыкального искусства. Эти коллективы, также как Государственный академический северный русский народный хор, созданный А. Я. Колотиловой, ансамбль песни и пляски «Сиверко» , Архангельская хоровая капелла, Архангельский камерный оркестр под руководством В. М. Онуфриева, прославляют наш край по всей России и за рубежом. Большой популярностью пользуется международный фестиваль фольклора «Жемчужина Севера».
В 1950 году в Архангельской филармонии начал работать литературно-музыкальный лекторий, в 1969 открылся университет музыки для студентов Архангельска, а в 1972 году филармония выпустила абонементы на симфонические концерты для школьников и молодежи города.
В 1958 году директором Архангельского музыкального училища Борисом Александровичем Князевым была создана хоровая капелла г. Архангельска. Вскоре Князев передал руководство капеллой молодому, талантливому и энергичному выпускнику Ленинградской консерватории Владимиру Александровичу Максимкову.
Музыкальные традиции а Архангельске закладывали во второй половине XIX и в начале XX века музыканты-патриоты: В. Варшевич, К. В. Амосов, А. А. Менк, А. Н. Тошаков, А. А. Люрс, П. А. Самойлович, П. Д. Добросмыслов, А. А. Мейер, А. К. Пилацкий, Н. Г. Карташев, Н. С. Блюммер, а также их продолжатели в середине XX века — В. А. Петровский, П. В. Аристов, П. Ф. Кольцов, В. А. Поликин и многие другие, проповедовавшие среди архангелогородцев классическую русскую и западную музыку, русское народное хоровое и инструментальное искусство, являвшие собой примеры высокого исполнительского мастерства.
В июле 1977 года в Архангельске прошел первый фестиваль искусств «Белые ночи». С тех пор каждый год в нем участвуют лучшие инструменталисты и вокалисты России академического направления. В 1978 году большое внимание северян привлек фестиваль «Мастера искусства Ленинграда — трудящимся Архангельска», а в 1979 в нашем городе состоялся фестиваль музыки ленинградских композиторов.
В 1979 году в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске прошел первый фестиваль искусства «Зимушка-зима». По заказу филармонии к 400-летию Архангельска в 1984 году были написаны торжественные канты во славу города (стихи В. Беднова, музыка Б. Соколова).
Музыкальная жизнь Архангельска с 1946 г. до начала 90-х годов XX века регламентировалась, направлялась и контролировалась горкомом партии и отделом культуры горисполкома. Архивные документы свидетельствуют о том, что кадровая и репертуарная политика в области музыкального искусства в эти годы проводилась с одной целью — максимального использования музыки в политическом воспитании горожан. С середины 90-х годов отдел культуры мэрии Архангельска занимался вопросами массового музыкального просвещения архангелогородцев. Он способствовал проведению городских музыкальных фестивалей — «Зимушка-зима», «Жемчужина Севера», джазовой музыки, рок-музыки, авторской песни.
Отдел культуры также поддержал местных музыкантов и организаторов музыкальных мероприятий в реализации проектов: «Сохранение и развитие музыкальной культуры города», «Мастера джаза в Архангельске», «Открытый молодежный музыкальный центр», «Международный фестиваль нового джаза — Архангельск-96», «Юные дарования Севера». Международные дни джаза, организатором которых был талантливый музыкант В. П. Резицкий, стали доброй традицией нашего края. Джаз-группа «Архангельск» под его руководством начала работать в филармонии с 1987 года.
Демократические процессы в России оказывали влияние и на демократизацию музыкальной жизни нашего города. Они влияли и на расширение музыкального мировоззрения горожан, и на повышение их музыкальной культуры.
Радостным событием для Архангельска музыкального стало открытие в городе Камерного концертного зала. Оно состоялось 1 июля 1987 года в здании бывшей лютеранской кирхи в знаменательный день 50-летия Архангельской областной филармонии и стало настоящим праздником для всех северян — любителей музыки. Отзыв музыкантов о новом зале был единодушным: великолепная акустика, очень уютно и красиво. Не было исполнителей, которые не выразили бы свой восторг по поводу выступления в нем. В этом же году состоялся первый концерт камерного оркестра филармонии под управлением Л. Ковалева в составе 20 архангельских музыкантов.
В 1991 в Малом зале филармонии был установлен орган, сделанный по заказу германской фирмой «Александр Шуке» (г. Потсдам). В 1992 году там впервые прошли Дни музыки «Похвала органу», ставшие впоследствии традиционными. Кроме того, в этом же году в Архангельске состоялся первый международный фестиваль молодых органистов под руководством профессора Высшей школы искусств Берлина Р. Хайнеманна.
И это лишь некоторые страницы истории музыкальной культуры Архангельского края, охватывающие общую ретроспективу ее развития. Страницы истории, чья летопись, несомненно, будет продолжена.
ИСТОЧНИКИ:
Слесарев, В. В. Музыкальный проспект Архангельска: страницы истории областной филармонии / Владимир Слесарев. — Архангельск : Правда Севера, 2004 (ОАО ИПП «Правда Севера»). — 103 c.
Щуров, Г. С. Материалы к истории музыкальной жизни Архангельска / Г. С. Щуров // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР : сборник статей / М-во культуры РСФСР, Петрозаводский фил. Ленингр. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — Петрозаводск : [б. и.], 1987. — С. 113–123.
Щуров, Г. С. Музыкальное искусство // Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988–1917 / Г. С. Щуров . — Архангельск : [б. и.], 2004 (Правда Севера). — С. 91–112.
Щуров, Г. С. Архангельск – город музыкальный : в 3-х кн. / Г. С. Щуров. — Архангельск : Изд-во «Белая горница», 1995–1997.