
Село Емецк запечатлено на многих старинных фотографиях.
В Архангельске первые фотозаведения начали действовать в середине XIX века. Но не прошло и двадцати лет, как фотография из губернского города перебралась и в уезды. В конце XIX — начале XX вв. в Холмогорском уезде работали фотографы: А. М. Агарев (Холмогоры, 1910–1917); М. Жилин (Холмогоры, 1881–1888); А. С. Красильников (Холмогоры, 1873–1881), И. Н. Кублицкий-Пиоттух (Холмогоры, 1872–1873), А. Я. Ладкин (Холмогоры, 1871–1872), П. Налобин (Холмогоры, 1870–1873), Н. Пономарёв (Холмогоры, 1896–1900).
Архивных документов, связанных с деятельностью фотографов в селе Емецком в конце XIX — начале XX вв., не обнаружено. Реконструировать историю фотодела помогают снимки, на которых имеется личный штамп фотографа или другие пометки, а также воспоминания старожилов.
Так стало известно, что на месте сегодняшней почты в Емецке располагалось фотозаведение Г. И. Пальмина. В 1926 году здание сгорело. Судя по сохранившемуся оттиску, ателье существовало до 1917–1918 (возможно, до 1910–1912) гг. В списках фотографов Архангельской губернии Пальмин не значится. Скорее всего, из-за низкой рентабельности ателье просуществовало недолго. Однако фотоработы этого мастера были высокого качества.
Среди фотографов, которые занимались делом до 1917 года, известно также имя Афанасия Петровича Василискова, в конце XIX — начале XX вв. начальника Емецкого почтамта (служил более 20 лет). Этот фотограф внес большую лепту в изображение деревень емецкой округи, в том числе д. Зачачье. Известно также, что Афанасий Петрович пел в церковном хоре Емецкого прихода.
В конце XIX века в селе Емецком, в доме Резвых (д. Кощеиха) работал Александр Васильевич Вьюшин. Именно его снимки стали первыми фотоизображениями Емецка. А. В. Вьюшин — уроженец Соломбалы, из солдатских детей. Живописец, рисовальщик, иконописец, фотограф. Служил на флоте (матрос 32-го флотского экипажа), по высочайшему повелению был определен в Императорскую академию художеств в качестве вольнослушателя (1857–1832). В 1862 году получил звание художника. Создавал образа для иконостасов поньгомской, маслозерской и алгалакшской церквей и Емецкого Богоявленского храма в Архангельской губернии. В феврале 1902 года уже почти семидесятилетний мастер решил заняться фотографией и получил соответствующее разрешение. А. В. Вьюшин способствовал профессиональному становлению самого известного дореволюционного фотографа г. Архангельска Якова Ивановича Лейцингера.
Центральные улицы и храм села Емецкого во всем благолепии сфотографированы Андреем Андреевичем Каретниковым (1875 — не ранее 1916). В Архангельске он прошел путь от младшего инженера до губернского архитектора; исполнял обязанности епархиального архитектора; работал в составе правления Архангельского епархиального церковно-археологического комитета; был секретарем Архангельского кружка любителей изящных искусств и одним из организаторов художественных выставок, в которых участвовали члены объединения «Мир искусства», художники-передвижники и северные живописцы А. Борисов, С. Писахов и Т. Вылка; был членом Фотографического общества (АФО). Принимал участие в подготовке материалов для выпуска «Известий Императорской Археологической комиссии».
ИСТОЧНИК:
Томашевская, О. История фотодела в Емецке / Ольга Томашевская // Холмогорская жизнь. — 2023. — № 14 (6–12 апреля). — С. 4 : фот. — (История) (Мастера). — Начало. Окончание в след. номере.