Шенкурский уезд в губернии был единственным, за исключением г. Архангельска, где фотозаведения появились в 1864 году и действовали постоянно.
Так в архивных сведениях за 1864 год упоминается имя крестьянина Усть-Паденьгской волости Степана Карамышева, который приобрел фотоаппарат для сына Михаила, бывшего студента С.-Петербургской Академии художеств. Сам Михаил Карамышев с 1862 года находился под надзором полиции и не мог, по правилам того времени, получить право иметь фотоаппарат, так как входил в число неблагонадежных.
Эпизодически встречаются имена Павла Горбатова (в 1869 г. из-за отсутствия необходимых документов закрыта его фотография в г. Шенкурске), иностранца Иоганна Гагена (его фотография была в г. Шенкурске с 1871 года).
Но особо следует отметить фотосалон в уездном городе, который с 1871 по 1885 гг. принадлежал вдове коллежского секретаря Александре Даниловой Постниковой. Вероятно, ее личная трагедия во многом способствовала уходу в религию. Известно, что 10 июля 1873 года она подала прошение Его Преосвященству Епископу Архангельскому и Холмогорскому Ювеналию о принятии в дар дома для Шенкурского монастыря. По послужным спискам Троицкого женского монастыря Александра Постникова в 1887 году в возрасте 54 лет была пострижена в монахини под именем Филарета. Известно, что в документах за 1885 год указано, что «вдова Постникова имеет фото, но в текущем году занималась съемкой Шенкурского монастыря, а не публики». В 1887 году в Архангельскую духовную консисторию поступают рапорты из Пертоминского общежительного и Онежского Крестного монастырей. В рапорте настоятеля Онежского монастыря от 19 мая 1887 г. указано, что в 1886 году «Монахиней Александрой из Шенкурского девичьего монастыря» сделаны фотографии Животворящего Креста и иконы Божьей Матери, находящиеся в верхней церкви Рождества Христова и кладбищенской церкви. 23 июня 1889 года настоятель Пертоминского монастыря иеромонах Досифей в рапорте в Архангельскую духовную консисторию сообщает о препровождении четырех фотоснимков зданий монастыря, «снятых по частям с разных сторон». Консистория передала эти снимки в Епархиальную комиссию по собиранию и хранению древностей. Они и другие фотографии, сделанные Постниковой, сохранились в коллекции Архангельского областного краеведческого музея. По послужным спискам Троицкого Шенкурского женского монастыря монахиня Филарета (Александра Данилова Постникова) числится по 1897 год включительно. Затем сведений о ней нет, что позволяет предположить годы ее жизни — 1833–1896 (1897).
С 1889 по 1897 гг. в Шенкурске существовала фотография Ивана Андреевича Кубрякова. После его смерти дело унаследовал сын — Александр Иванович, с именем которого связана интересная ситуация. В 1913 году в Санкт-Петербурге был создан Комитет по сбору пожертвований и строительству в г. Бари (Италия) храма в честь святителя Николая Мирликийского. В епархии, в том числе и в Архангельскую, были разосланы письма с просьбой предоставить подробные списки храмов и приделов и, по возможности, фотографии Никольских церквей или особо чтимых древностей и икон. Пришел ответ и из Шенкурского уезда, правда, не совсем утешительный. Священник 1 Благочинного округа в письме от 23 ноября 1913 года писал, что храмы в честь Николая есть в самых отдаленных (70, 90, 100 верст) Остахинском, Артемиевском, Верхне-Паденьгском приходах, а фотографов нет. Ближайшие два (любители) проживают в Шенкурске: «Их трудно достать на месте. Один ветеринарный фельдшер П. Ф. Бояринов, всегда занятый человек, а другой — шенкурский мещанин А. И. Кубряков, вечно пьяный человек».
21 мая 1896 года получает разрешение от губернатора на занятие фотографией крестьянин Великониколаевской волости Павел Иванов Едемский (1862–1943), будущий почетный гражданин города.
В 1898 году в уезде действовало три фотографии: упомянутые выше А. И. Кубрякова и П. И. Едемского, а также крестьянина Усть-Паденьгской волости Александра Михайлова Кузнецова по разрешению от 17 июня 1898 года.
В заключение следует отметить, что Шенкурский уезд был в губернии наиболее экономически развитым. Отчасти это обстоятельство, и, может быть, удобное и выгодное расположение повлияли на то, что фотозаведения действовали практически постоянно и долгий период времени.
ИСТОЧНИК:
Бронникова, Е. П. Появление и развитие фотографии в Шенкурском уезде / Бронникова Евгения Петровна // Важская земля: из глубины веков до настоящего. — Шенкурск, 2007. — С. 105–108. — Библиогр. в конце ст.
Фотоработы Александры Даниловны Постниковой (монахини Филареты) можно посмотреть на сайте «ГОСКАТАЛОГ.РФ»